О дореволюционной зимней одежде
С. В. Иванов «Семья» (1907)
Говоря о старинной одежде, стоит учитывать, что иногда одно и то же слово может использоваться для обозначения разных вещей с течением времени или, наоборот, один и тот же предмет может иметь несколько названий. Это касается и зимней одежды. Также стоит учитывать, что одежда прошлого стоила дороже, чем сейчас.Новости СМИ2 Заказать новое пальто – дело важное и ответственное, а шапка или шуба входит в завещание так же, как деньги или украшения.
Крестьянская одежда конца XIX века: шапки, куртки, сапоги
нижнее белье. Каргопольский район. Олонецкая губерния. 1877 г
Самой доступной зимней одеждой считается нижнее белье.
Жакет – открытая одежда ниже или ниже колена, с длинными рукавами, воротником-стойкой или лацканами, обычно черного или темно-синего цвета. Куртка имеет подкладку, внутренняя часть утеплена хлопковым флисом или шерстью. Их носят как мужчины, так и женщины. Это типичная одежда фермеров и бедных горожан.
Мужчина в кожухе в Черниговской области
Одним из древнейших предметов зимней одежды является шуба, которую считают прародительницей тулупа. На пошив одного чехла уходит 6-7 овчин. Самый большой кусок кожи изогнут посередине, с плечами на изгибе. Там отрезали шею и разрезали переднюю часть посередине. Боковые танкетки, рукава и воротник вырезались из другой кожи. Раковина обычно светлая и иногда украшена вышивкой.
Торговец. Студия «М. Рыбаков Фотография», Москва. Конец 1860-х – начало 1870-х годов. Архив О.А. Хорошиловой. Справа мужчина в тулупе
Мужчина в тулупе, 1900 год
Дубленки вшиты внутрь мехом, преимущественно овчинным, но также из лисьего, заячьего, енотовидного. Дубленки выпускались как голые (без покрытия, как современные тулупы), так и закрытые. Крыша покрыта тканью. Иногда приобретается ткань, иногда домотканые материалы. Дубленки достигали длины щиколотки. В холодную погоду его можно носить и поверх другой зимней одежды, например, шубы. Иногда открытая, иногда зашнурованная. Это часть униформы водителей такси и уборщиков. Для земледельцев тулуп был дорогой роскошью, поэтому часто в семье был только один тулуп и носили его по очереди.
В. Перов «Гитарист», Русский музей
Кролик и тулупы упоминаются в «Капитанской дочке». Сначала, когда Гринёв вышел из отцовского дома: «Родители благословили меня. Отец сказал мне: «Прощай, Петр, служи начальству верно; не проси у них службы; не обманывай себя; помни этот девиз: Скажи «нет» к своей одежде, но обращайте внимание на свою репутацию с малых лет. «Мать со слезами на глазах говорила мне, чтобы я следила за собой, а Савельич заботился о ребенке. Надели на нее шубу из кролика, а поверх нее шубу из лисы. Мы с Савельичем пошли вверх Взяли карету и в путь...» Далее герой отдал тулуп случайно встреченному человеку, который помог ему сбежать в гостиницу в снежную бурю. «Почему, брат, тебе холодно?» — «Почему ты не носишь тонкую военную форму! Тулуп есть, но, честно говоря, я провел вечер в доме целующегося: мороз вроде не слишком» плохо." Дубленка Появляется шуба. Фермер тут же начал ее примерять, и действительно, тулуп, который мне тоже удалось вырастить, был ему узковат, но он справился. Когда Савельич услышал хруст нитки, я ее разорвал. Бездомный остался очень доволен моим подарком.
Бекса
1940 год
близким родственником тулупа является бекеша (или бекеш). Название этого вида одежды происходит от имени венгерского полководца XVI века Каспара Бекса. Бекешу тоже обычно делают из овчины, но она короче и всегда отделана мехом. В словаре Даля бекеш описывается как «фрак, халат или клетчатое пальто с мехом». Бекс носили в армии сначала Российской империи, а затем и Советской армии.
стандартное пальто
Джордж Доу Портрет Александра Бенкендорфа
Более элегантный вариант – жакет или пальто. Стоит отметить, что ранее эти слова могли быть синонимами. Сегодня пальто ассоциируются с униформой, чаще всего военной. Однако ранние распространённые пальто можно было назвать шинелями, поэтому не всегда понятно, о чем именно они говорили.
Портрет полицмейстера Мчеслава Ипполитовича Соколовского 1890 г
Гоголевский Акакий Акакиевич зарабатывает около 400 рублей в год. Чиновнику было неприлично носить пальто, а новое пальто было для него роскошью. «Ко всеобщему удивлению, директор назначил Акакию Акакиевичу не сорок рублей, не сорок пять рублей, а шестьдесят рублей; предчувствовал ли он, что Акакию Акакиевичу Какиевичу пальто нужно, или он только трогает Так и случилось, но тем самым у него оказалось еще двадцать рублей. Это положение ускорило ход дела еще на два-три месяца короткого голодания, которые Акакий Акакиевич накопил уже около восьмидесяти рублей. Его спокойное сердце было счастливо. Начало биться. В первый день он пошел с Петровичем в магазин, и мы купили очень хорошие ткани - неудивительно, ведь мы подумали об этом еще полгода назад и редко ходили в магазин проверять цену, но; Сам Петрович говорил, что лучшей ткани не было. Для подкладки выбрали бязь, но она была очень тонкая и плотная, и, по словам Петровича, она была даже лучше шелка, на вид более красивой и блестящей это. Норку, потому что выход точно был, вместо нее выбрали кота, лучшего, что удалось найти в магазине, кота, которого издалека всегда можно было принять за норку. На это Петрович потратил всего две недели пальто, потому что шитья было много, иначе оно было бы уже давно готово, Петрович запросил за эту работу рублей двенадцать — не меньше: все было сшито шелком, двойными тонкими швами, потом Петрович пошевелил зубами по каждому шов, заменяющий разные Это был.. трудно сказать, какой это был день, но это был, вероятно, самый торжественный день в жизни Акакия Акакиевича, когда Петрович принес наконец свое пальто, которое он сдал еще утром, прежде чем идти в отделение. Ни в какое другое время шинель не была бы так удобна, так как начался довольно сильный мороз и, казалось, грозил еще большим усилением. «Офицерские шинели были одного фасона, но из другого материала и качества. Так что может единой одеждой называться лишь условно. Чичиков носил «медвежью шубу» — одежду из медвежьего меха. Он уволился из армии и одновременно следит за модой, так что это пальто должно было быть сшито еще недавно и не является униформой. Это может быть просто красивое пальто. Базаров носил пальто в «Отцах и детях»: «Он сидел у окна с пыльным пальто на плечах и шляпой на голове. Музыкант Трухачев Ключ носил пальто в «Крейцеровой сонате» Толстого.
В.А. Тропинин портрет неизвестного человека
С другой стороны, слово «пальто» иногда используется для описания домашней одежды, например, двубортного пальто. В романе Тургенева «Накануне вечером» отец Стахов «входит в гостиную в пальто». Федор Павлович Карамазов «сидел один за столом, в башмаках и старом пальто». В «Быломе и идеях» описан случай, когда Галахов «пришел в гости, Все были в смокингах.. а он появился в костюме» пальто." В последней четверти XIX века слово «пальто» стало обозначать именно верхнюю одежду.
Салоп
Салоп — женская верхняя одежда в виде широкой длинной накидки с прорезями или небольшими рукавами у рукавов. Их мода возникла в 1800-х годах.
Обратите внимание: Немного о дореволюционной обуви. Плащи носили знатные женщины и деловые женщины. Однако уже в 1830-е годы этот вид одежды вышел из моды среди дворянства. Слово «салопница» со временем стало нарицательным. Это презрительный термин для нищих женщин и вульгарных буржуашек. Среди бизнесменов популярность холщовых брюк сохранялась долгое время. В пьесе А. Н. Островского «Народ наш — будем сочтены» пошлая сваха Устиния Наумовна надеется получить за свою услугу 2000 рублей и норковую шубу.
Еще один популярный вид теплой женской одежды – бурнус. Первоначально плащ представлял собой белый плащ из арабской шерсти. В Европе жара стала предметом моды в середине 19 века. Пульхерия Андреевна в комедии Островского «Один старый друг лучше двух новых друзей» говорила: «Ведь теперь все надели узкие штаны; «Наташа в «Стыде и оскорблении» носит платье; это платье носят Соня Мармеладова и ее девятилетняя сестра. Однако оно претерпело заметные изменения. Достоев Брюки лыжной эпохи были значительно короче, чем у их арабских предков и могли иметь рукава и хлопчатобумажное утепление. В конце XIX века бурнус вышел из моды, но портные, шившие теплую женскую одежду, долгое время назывались «бурнусами».
Б.М. Кустодиев. Портрет Шаляпина
Конечно, нельзя забывать и о шубах. В допертрской Руси шубы часто покрывались тканью и по сути были похожи на крытые тулупы, только из более дорогих материалов. Рукава боярских шуб зачастую длинные и неудобные. Позже шубы стали делать из привычного нам меха снаружи, с более практичными рукавами. Но в XVIII веке значительная часть дорогих шуб по-прежнему изготавливалась из парчи, шелка, булатной ткани и более экономного варианта – сукна. В 19 веке шубы стали становиться более приталенными. Их носят и женщины, и мужчины.
мужчина в тулупе
Мех – признак социального статуса. Как говорится: «Попу — горностай, дьяку — лиса, грустному пономарю — серый кролик, а просвирнику — заячьи уши. Шкурки считаются самыми дорогими». Далее идут норка, бобр и лисица, а самыми дешевыми являются заячьи, беличьи и овчины.
Василий Суриков. Эскиз картины «Покорение снежного города». 1890. Музей-усадьба В.И. Сурикова, Красноярск
Кроме того, некоторые меха часто делят на мужские и женские/унисекс. Медвежий мех считается чисто мужским мехом. В начале 18 века появилась модная новинка – каланы. Активный промысел каланов начался в 1740-х годах после второй экспедиции Беринга. Со временем производство продолжало расти. Поимка трехсот каланов считалась хорошим результатом экспедиции середины века. К 1760–1765 годам производительность увеличилась в десять раз, а к 1770-м годам — более чем в пятнадцать раз. Однако большая часть добываемого сырья экспортируется в долгосрочной перспективе. В конце 18 века богатый русский ... влюбился в шкуры каланов. Он стал все чаще появляться в объявлениях о продаже недвижимости и был известен как камчатский бобер. Наиболее ценна черная или даже серая кожа, за ней следуют темно-коричневая, темно-коричневая и серовато-коричневая и, наконец, коричневая и красная. Мех росомахи также считается мужским.
В допетровские времена женская одежда богатых женщин часто украшалась бобровым мехом. При этом мехом иногда украшают не только зимнюю, но и летнюю одежду. В XVIII веке соболя отдавали предпочтение богатым аристократкам. Кроме того, на ценность шкуры влияет то, откуда она взята, что также хорошо документировано: волосы на позвоночнике (со спины), волосы на пупке/перьях (с живота), на лбу, на теле хозяина и т д
В. Эриксон. Портрет графа Григория Орлова в леопардовой шубе
Стоимость норки и некоторых других мехов была настолько высока, что даже обрезки и меховой «хлам» подробно записывались в описях и завещаниях. "Два куска соболиной шкуры. Фрагменты соболиной шкуры, зашитые в платок для просушки, и небольшие фрагменты по углам. В запаснике княгини Натальи Алексеевны, сестры Петра I (1716 г.) Найдены два хвоста и восемь кусков соболиной шкуры в палате монахини Елены – Евдокии Лопухиной (1731 г.) год) среди вещей первой жены Петра I были найдены «три соболя, три соболя в мешке и кусок соболя», «пятьдесят девять соболиных хвостов, соболиный пол, четыре с половиной [соболиных] лампы» и «Тридцать девять соболиных хвостов и осколок» и «самая маленькая из соболиных тряпочек и мешков» в качестве приданого Екатерине Нарышкиной (замужем за Разумовской), губернатору Сибири. В описи имущества князя Гагарина в Москве упоминается ряд мехов: 417 соболиных хвостов (оценка в 15 рублей за сотку), кроме леопарда (оценка в описи 1721 года), росомаха. (1 рубль), 3 белых песца (по 3 рубля), 7 бобров (их 5) 10 рублей, одна штука 1 рубль, еще одна 2 рубля рублей), 3 бобровые шкуры, подбитые красным сукном (по 5 рублей), 3 шкурки лисицы (по 5 рублей), 2 шкурки чернобурки (по 1 рублю) рублей) и так далее по 20 рублей. Здесь же хранятся лисьи шкуры, разбитые на отдельные части: 220 лап (2 рубля за сотку), 16 хребтов (10 рублей), 100 хвостов (20 алтынов), 30 пар «малышей». (4,5 рубля), 30 пар». «чемров» (3 рубля), кучка лбов (16 алтын 4 денег). Общая стоимость составила более 160 рублей — мало для такого крупного казнокрада, но он редко бывал в Москве и оставлял свои богатства где-либо еще.
Екатерина Долгорукова
Шкурки норки считались очень ценными: княгиня Наталья Алексеевна хранила «семьдесят один норковый хвост в мешочке». Со времени коронации Екатерины I (1724 г.) горностай приобрел особый статус. Горностаевые халаты были символом королевской власти в Европе. Коронационная мантия Екатерины I была изготовлена из золотой парчи на горностае, расшита гербовым орлом и короной. Мех лисы был дешевле и популярнее. Демократичные беличьи шубы носили и дворяне. В доме высокопоставленного чиновника Михаила Головкина сохранилась шуба из беличьего (льняного) меха, покрытая гризеттом (ткань, похожая на парчу, но более дешевая) и отороченная норкой (1742 г.). Сергей Долгоруков (1730) хранил у себя дома в Москве беличью шубу, покрытую соболиной парчой).
Меха уже давно стали основным экспортным товаром. Существует мнение, что освоение Сибири тесно связано с добычей кожевенного сырья. В Российскую империю меха поступали из Тобольска, Томска, Иркутска, Енисейского воеводства, Якутской и Забайкальской областей, Туруханской области и Восточно-Сибирского Приморского края, а также губернии Бель М и так называемых «сибирских наместных столиц» — Архангельска, Олонца и Вологодской областях.
В статистических сводках о пушном промысле и промысле России ежегодно фигурирует более двух десятков названий: лисье-рыжая («Огневка»), черно-серая или бурая седловидная («Крестовка»), несколько разновидностей черной и серебристо-бурой, коричневый, серый (серебристо-коричневый, с большим количеством седины), серый (коричневый, подшерсток) темный, серо-желтый круп и синевато-черное брюшко), куница, белая и голубая лисицы, речные и каланы (калан), черные, бурые и белые медведи, птицы (олени), волки, белые и темные хорьки, барсуки, норка, ласка и норка, рысь, сибирский (амурский) тигр и леопард, дикая кошка, заяц-русак и заяц-русак, белка и конечно соболь. Основными местами продажи пушного сырья являются Якутский, Ирбитский и Обдорский базары, также имеются более мелкие Анадырский базар, Чукотский базар и Анийский базар. Обработанные меха и готовые изделия в больших количествах продаются на знаменитой Нижегородской ярмарке и входят в тройку основных товаров. Не менее 90% товаров на Нижегородской ярмарке — отечественного производства. Реализованные товары распределялись по всей стране, в том числе на складах и в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга, а часть продавалась за границу. Между тем, со временем спрос на меха только увеличивался, а производство сокращалось. Численность животных в природе значительно сократилась, но к 20 веку звероферм стало немало.
*****************
Часть материала взята отсюда:
Д. Ляпин, Б. Шапиро «Россия в шубах. Русские меха. История, национальная идентичность и статус"
Ю. Федосюк "Что неясно в классике или энциклопедиях русских романов XIX века"
Н. В. Гоголь «Шинель"
А.С. Пушкин «Капитанская дочка" [Моя] Российская История Российская Империя Мода Мода Шуба Длинный Столб 46
Больше интересных статей здесь: История.
Источник статьи: О дореволюционной зимней одежде.